Программа повышения квалификации:

Продолжительность курса: 72 академических часа
Стоимость обучения: 10 000 руб.

Скачать коммерческое предложение

 
sova8002_edited.png
Форма обучения:

очная, очно-заочная, с применением дистанционных технологий
Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.

Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Для кого предназначен данный курс:
  • Руководители, специалисты, работники, направленные на работу в Арктику и районы Крайнего Севера.

 

Цель программы:

получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, направленных на психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности, повышение качества жизни и защищённости персонала в регионе. Актуальность обучения по программе обусловлена — экстремальностью климатогеографических условий, в которых приходится жить и работать специалистам. Специфика этих условий, а также государственная важность решаемых в Арктике профессиональных задач требуют целенаправленного формирования психологической системы, направленной на поддержание необходимого уровня работоспособности и функционального состояния в процессе выполнения профессиональных обязанностей в различных условиях с сохранением физического и психического здоровья работников. Указанная психологическая система может быть создана путем специально организованного обучения с использованием современных педагогических и психокоррекционных технологий. Результаты обучения (компетенции):

  • понимание факторов успеха и стресса жизнедеятельности в Арктическом регионе;

  • знание рисков деструктивных изменений личности и деятельности, работающих в Арктике и готовность управлять рисками через сознательное формирование адаптивных стратегий;

  • владение методиками самооценки личностных ресурсов выполнять профессиональную деятельность в арктических условиях;

  • освоение технологий саморегуляции физического и психического состояний;

  • создание оптимальной для конкретных условий жизнедеятельности в Арктике.

 

Программа повышения квалификации и требования к результатам освоения программы разработаны с учетом государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021г. No 484, а также рекомендаций Санкт-Петербургского Арктического конгресса (2019, 2020 гг).

Предварительная подготовка:

Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.

 

Методы и формы работы:

Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.

Программа курса

открыть программу в pdf

Тема 1. Факторы успеха и стресса профессиональной деятельности в Арктической зоне России

  • Государственная стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021г. No 484.3.

  • Территория Арктической зоны, региональная характеристика, геополитика, социально-экономическое развитие, экология, демография Арктики.

  • Арктический регион как площадка для самореализации человека. Психологические факторы успеха профессиональной деятельности: мотивация и направленность личности, способности, знания и умения, опыт (компетенции), функциональные состояния.

  • Особые условия жизнедеятельности в Арктике как факторы, снижающие успешность и повышающие стресс человека.

  • Комплекс климатогеофизических, экологических, производственных (специфика организации труда) и социально-бытовых факторов Арктической зоны, создающих определённый и существенный риск для возникновения нарушений здоровья лиц, подвергающихся их воздействию.

  • Природные и антропогенные факторы и их влияние на функциональные системы организма человека. факторы риска нарушений здоровья.

  • Физиологические проявления стресса. Физиологические реакции на стресс человека. Деструктивное поведение. Патологическая метеочувствительность.

  • Негативная динамика функционального состояния работающих в Арктике. Профессиональные риски в контексте медицинских проблем.

  • Психологический и экзистенциальный стресс при работе в Арктике и его симптомы. Психологические причины стресса, характер воздействия, симптомы.

  • Результаты исследований персонала в Арктической зоне: психическое выгорание, психоэмоциональное напряжение, конфликтность и агрессивность, чувство социальной изоляции, социальный дисинхроз.

  • Актуальность психологического обеспечения профессиональной деятельности и жизни в Арктической зоне.

Тема 2. Мониторинг рисков для человека и профессиональной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации

  • Риски деструктивных изменений личности и деятельности работающих в Арктике: медицинский и психологический аспекты.

  • Понятие ресурсов как системы возможностей личности преодолевать сложные стрессогенные профессиональные ситуации.

  • Ведущая роль человека-личности, субъекта деятельности, системы его отношений в динамике профессиональных рисков.

  • Личностные ресурсы преодоления неблагоприятных условий как внутренние средства, которыми обладает и которые использует человек для обеспечения эффективной деятельности, преодоления стресса и поддержания оптимального функционального состояния (телесные, душевные и духовные).

  • Средовые ресурсы как совокупность внешних средств, которыми обладает и которые использует субъект в процессе адаптации (характеристики профессиональной деятельности, средства, условия, организация труда).

  • Система управления рисками:мониторинг, оценка, контроль.

  • Оценка риска: определение и сопоставление негативных факторов среды, личностных и средовых ресурсов.

  • Управление профессиональными рисками через формирование эффективных адаптационных стратегий.

  • Адаптационные стратегии как способность работника к управлению своей эргатической системой, с целью поддержания работоспособности и функционального состояния в процессе выполнения профессиональных обязанностей в различных условиях с сохранением физического и психического здоровья.

  • Система поведенческих реакций и процессов саморегуляции, способствующих изолированию, контролю и снижению психологических рисков.

  • Характеристики средовых ресурсов. Целенаправленный подбор средовых ресурсов, средовые комплексы, Функциональность средовых комплексов.

  • Специализация и разделение труда; централизация управления; соотношение структуры и функций организации; формализация задания; участие в управлении (принятии решений); кадровая политика, продвижение по службе.

  • Цели деятельности руководителей, специалистов, работников направленных на работу в Арктику и районы крайнего севера(реальность, ясность, противоречивость и т. д.).

  • Политика найма; оценка деятельности; режим работы, сдвиги рабочих смен; охрана труда и техника безопасности; организация рабочего места.

  • Характеристика личностных ресурсов: телесные, душевные и духовные. Здоровье, отношение к нему как ценности. Оптимизация жизнедеятельности.

  • Включенность в коллектив; позитивное общение; душевная близость; удовлетворенность взаимоотношениями; активная мотивация преодоления; отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста.

  • Модель поведения, ожидаемого от сотрудников с учетом требований работы в регионах Арктики. Типологические особенности личности, значимые для динамики групповых отношений.

Тема 3. Диагностика личностных ресурсов для работы в Арктической зоне

  • Психологическое тестирование индивидуальное и коллектива.

  • Самооценка и самоанализ источников профессионального стресса по различным параметрам. Рабочие и индивидуальные характеристики.

  • Дневник самонаблюдения.

  • Инвентаризация симптомов стресса. Шкала организационного стресса Маклина.

  • Диагностика типов реагирования на стресс.

  • Опросник профессионального выгорания. Поведение типа А. Смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев).

  • Методика оценки качества жизни Р. С. Элиота.

  • Определение жизнестойкости.

  • Построение целостной характеристики личности по данным самонаблюдения и измерения.

 

Тема 4. Технологии саморегуляции (преодоления стресса)

  • Основные положения теории стресса Г. Селье.

  • Отечественная наука о стрессе (Ф. Зеер, В. Бойко, Н. Водопьянова). «Синдром полярного напряжения» (В.П. Казначеев).

  • Неизбежность и специфичность стресса для человека в Арктике, задача по его контролю, снижению и преодолению.

  • Общие рецепты преодоления и профилактики стрессов (Б. Швальбе и Х. Швальбе, Г. Селье, Д. Карнеги и др.).

  • Фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса:упражнения с глубоким дыханием.

  • Фундаментальный проблемно-ориентированный навык: самооценка.

  • Основные навыки, позволяющие изменить чувства, мысли и поступки. Снижение возбуждения и изменение негативных эмоций. Контроль над гневом и выработка устойчивости к фрустрации. Подавление нежелательных мыслей.

  • Тренинг инокуляции стресса.

  • Тренинг уверенности в себе.

  • Тренинг социальных навыков.

  • Изменение мыслей и убеждений. Прямые действия, направленные на изменение стрессовой ситуации.

  • Специальные вмешательства, ориентированные на чувства, мысли и действия: временной контроль; визуализация и воображение.

  • Определение индивидуальных предпочтений в технологиях саморегуляции.

 
 
 
 
 
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ